четверг, 14 ноября 2013 г.

Модели обучения будущего

Иногда нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте...
Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес.

В июне 2013 года я была на конференции в Брюсселе, где один молодой и неординарный профессор из Антверпского университета представил  предварительные результаты исследования об образовательных паттернах будущего. Исследование проводилось по заказу Европейской комиссии.



Доклад был очень интересным и вызвал живой отклик среди присутствующих. Мне он очень понравился, так как в нем содержалась любопытная на мой взгляд информация.

Ниже приведу лишь некоторые особо запомнившиеся штрихи из доклада, которые произвели на меня впечатление и заставили задуматься. 







1. Экспоненциальный рост информации. Согласно закону Мура, каждые 18 месяцев происходит удвоение объемов информации. 

2. Быстрое устаревание информации. Экспоненциальный рост информации означает не только то, что информации становится больше, но и что, она качественно меняется. Иными словами то, что было верно вчера, не обязательно верно завтра, а возможно, даже уже и сегодня. В связи с вышесказанным, перед ВУЗами все острее стоит проблема 'устаревания' знаний на момент выпуска молодых специалистов из ВУЗа.

3. Обучаемость и навык переучивания. Обучаемость, а вернее, способность быстро переучиваться (unlearn)
 будет во многом определять нашу конкурентноспособность на рынке труда. 

4. Навыки решения множественных задач одновременно. Общеизвестно, что современные молодые люди обладают навыками решать множественные задачи одновременно. Это не значит, что они умеют это делать. Это значит ровно то, что они это делают. Был проведен любопытный эксперимент, в ходе которого одна группа молодежи в привычном режиме работала над множественными проектов одновременно (multitasking). Другой же группе было предложено решать задачи последовательно, одну за другой. В результате оказалось, что вторая группа молодежи, которая работала над одной задачей в единицу времени, качественно лучше справилась с ними, тогда как показатели первой группы были ниже. Однако, временнЫе показатели второй группы были несравнимо хуже тех, что продемонстрировала первая группа. В результате у первой группы было больше решенных задач, качество которых было не безукоризненным, но удовлетворительным. Вторая же группа продемонстрировала лучшее качественное решение нескольки задач, тогда как большее количество поставленных задач осталось либо совсем нерешенными, либо решенными с неудовлетворительными качественными показателями. Вывод: лучшее - враг хорошего, и важнее выполнить 100 задач на @хорошо@, чем 5- на @отлично@.

5. Соцсети - универсальные образовательные площадки будущего. Социальные сети перестают быть лишь платформами для социального общения, осваивая новые сферы влияния. Так,  ФБ и ВК уже сейчас является образовательными площадками не только для курсов в рамках внеформального образования, но и уверенно завоевывает позиции в формальном образовании, в частности, в школьном и высшем образовании. Так, стена в группе в ФБ уже сейчас является местом обсуждений исследовательских, групповых и курсовых проектов в ВУЗах, и что не маловажно, относится к элементам процесса, оцениваемого преподавателем. Иными словами, от того, как часто и главное, что именно вы пишете на стене проекта на вашей образовательной площадке/целевой группе в ФБ, специально созданной для научного проекта, зависит ваша окончательная оценка дипломной или курсовой работы. Многие западные предприятия проверяют своих сотрудников, особенно тех, кто претендует на ответственные посты, руководящие позиции или должности, где требуется дискретность, путем отслеживая их трек рекорд в соц.сетях и интернете. И если вы не хотите, чтобы ваш работодатель увидел фотографии пятилетней давности, где вы, еще юные и неопытные, тусили где-нибудь с друзьями в тесной компании и знать не знали, что когда-нибудь станете публичной персоной, задумайтесь об этом уже сейчас и возьмите в привычку не выкладывать на всеобщее обозрение что попало. Кстати, если вы читаете этот пост и у вас есть лишняя минутка, возьмите прямо сейчас и зайдите на ваши страницы в соц. сетях, посмотрите на ваш собственный профиль глазами стороннего наблюдателя и честно ответьте себе на вопрос: сколько кошечек, собачек, милых цветочков, кулинарных рецептов, сплетен и слухов фигурирует у вас на страничках? И, если бы вы нанимали на работу ценного сотрудника, какое бы впечатление произвели бы ваши собственные странички на потенциального работодателя? А теперь скажите - после того, как вы увидели то, что увидели, наняли бы вы на работу сами себя? То-то же...


6. Внеформальное образование. Внеформальное образование без 'диплома' (образование, направленное на развитие компетенций, позволяющих повысить качество жизни в современном обществе) получает все большее признание. Онлайн тренинги, где можно не просто приобрести знания, а отточить свои навыки и наработать новые компетенции, пользуются все большей популярностью ввиду своей доступности и относительной дешевизны.

7. Failing forward. Интересно отношение к ошибкам и неудачам. Они приветствуются, так как считается, что они - лучшие учителя, и что из ошибок извлекаются главные уроки. В то время как успех опьяняет, неудачи заставляют задуматься, проанализировать и найти причину неудачи. И никогда не повторять одну и ту же ошибку.








 

Комментариев нет:

Отправить комментарий